Спорт. Туризм.

Главная   Спорт. Туризм    Душевное здоровье    Кулинария    Форумы

  Расписание походов 

Статьи о туризме

Статьи о спорте

Новости

Анекдоты 

Вы сходили в поход по интересному маршруту? Так расскажите о нём на страницах этого сайта


Мой адрес не город, не улица...

Два маршрута по реке Мане

Есть на свете много серьезных сплавных маршрутов N-й категории сложности, по далеким и красивым рекам, продолжительностью две, три недели. К поездке нужно готовиться заранее, когда еще сугробы лежат за окном, закупать кучу продуктов и других нужных вещей, к началу маршрута добираться сначала на поезде, потом пешком, и не один день. Это все прекрасно и замечательно, но… Вдруг - не повезло? Не дает нам начальство отпуска этим летом, не дает - и все, хоть ты тресни. Остаются только два выходных дня - суббота и воскресенье. А хочется отдохнуть, и не просто побывать на природе, а совершить путешествие, пусть маленький, но настоящий сплав. Побывать в тайге, искупаться в речке, порыбачить, полазить по скалам, посидеть у костра, покормить комаров, наконец. Как быть?

Наверно, в каждом городе эта проблема решается по-своему. Если вы живете в Красноярске, нельзя придумать ничего лучше сплава по Мане. Мана - настоящая таежная река, и не верится даже, что к началу сплава можно добраться из города за три часа, а от конечной точки сплава до города сорок минут пути. Но это Восточная Сибирь, а не Центральная Россия.

Что требуется для такого мини-сплава? Немного. Несомненно, резиновая лодка, палатка, рюкзак, коврик из ПВХ, спальный мешок, средство против комаров, немного еды и что-нибудь теплое (ближе к осени). Очень полезен маленький примус, поскольку не нужно будет разводить костер и за счет этого экономится много времени. Остальное - по настроению. За выходные можно успеть пройти по крайней мере по двум довольно отличающимся маршрутам.

  Маршрут №1. Нижнее течение Маны.

Пос. Береть - пос Усть-Мана. Протяженность сплава - 85 км.

Краткая схема путешествия такова: в Красноярске садимся на электричку и едем до станции Маганская, там ловим попутку до деревни Береть на берегу Маны. Затем сплавляемся до устья реки (пос. Усть-Мана) и там садимся на электричку или автобус до города.

Главная сложность - время. Будем исходить из того, что у нас стандартный рабочий день - до 18-00, и выходные суббота и воскресенье. Тогда варианта два - выехать либо вечером в пятницу, сразу после работы (причем вещи, разумеется, должны быть собраны в четверг), либо очень рано утром в субботу. Оба варианта испытаны, оба имеют свои преимущества и недостатки. Лимитирующий фактор - наличие попутной машины от Маганской до Берети. В любом случае, чем раньше мы ее поймаем, тем лучше.

Первый вариант: мы выезжаем в пятницу в районе 18-30, через час прибываем в Маганскую и начинаем голосовать на шоссе. В любом случае мы будем ночевать в палатке, но вот где ее придется разбивать - на том же шоссе или на берегу Маны - зависит от нашего везения. Если не удастся поймать попутку до сумерек, ночевать будем на шоссе, дико жалея о том, что не воспользовались вторым вариантом. Зато если повезет и до темноты мы доберемся до берега Маны, отплыть можно будет рано утром и сильно не спешить.

Второй вариант: выезжаем рано-рано в субботу (в 6-00) и где-то с 7-00 начинаем голосовать на шоссе в Маганске. Попутку мы поймаем, конечно же, не раньше, чем в 9-10 часов, но было бы ошибкой думать, что это, казалось бы, впустую потраченное время мы могли бы спокойно проспать в Красноярске, приехать в Маганск и сразу же сесть на попутку. Если мы, выспавшись, приедем к 9-10, попутка появится не раньше обеда, а это абсолютно неприемлемо. При использовании второго варианта мы спустим лодку на воду в районе 11-30, придется спешить, подгребать, подольше плыть вечером, но зато гарантированно избегается ночевка на шоссе.

Летом добраться из Маганска до Берети можно и с помощью частников, которые зарабатывают, перевозя туристов. Но это не всегда достижимо. Во-первых, они не поедут, если машина полупустая. Во-вторых, насколько я понял, в "наше" время (рано утром или поздно вечером) на Ману ехать не принято, обычно туристы стараются выезжают из Маганска в 2-4 часа и сплавляются с двумя ночевками, что нам не подходит.

Итак, едем мы на восток, поэтому нужно садиться на электричку, следующую в восточном направлении. Сесть можно как на ж/д вокзале, так и на любой станции в городе. Один нюанс: электричка должна не просто двигаться на Восток, а проезжать через нужную нам станцию (Маганская). Как-то раз, беспечно сев на электричку до ст. Зыково, мы с огромным сожалением обнаружили, что Зыково находится на полпути до Маганской, а следующая электричка будет через полтора часа… 

Выходим на Маганской. Отсюда до Берети - 30-35 км. Шоссе от станции находится примерно в 200 м. Голосовать лучше возле заправочной станции, направление - на восток. Интереснее всего тормозить "Уазы" и "Газы", там больше места для нас с рюкзаками и лодкой. Летом 2000 г. мы вдвоем добирались до Берети за 100-150 руб. Если водитель не жалеет машину, доехать можно за час. Дорога просто кошмарная. Вначале идет хорошее шоссе (5-7 км), потом - абсолютно разбитая гравийка. Тряска - того и гляди родные зубы вылетят. Плохое состояние дороги частично объясняется тем, что где-то в 1982 г. прекратился промышленный сплав леса по Мане, и теперь отсюда огромные машины возят лес из деревни Урман (выше Берети). Я так думаю, это даже хорошо, что дорога плохая. Если положить асфальт до самой красавицы Маны, то через 5-6 лет она превратится в помойку.

Дорога до Берети очень красива. Поросшие тайгой горы (ну, может, не тайгой, а просто густым лесом), часто с выходом породы. 3/4 пути подъем и 1/4 спуск. Трудно описать радость, когда после часа тряски заблестит в лучах солнца долгожданная вода. Выгружаться надо сразу после выезда на берег, на полянке с ручьем. Тут можно надуть лодку, позавтракать. Переночевать тут тоже можно, но в крайнем случае: движение тут довольно оживленное, особенно на мотоциклах. Гораздо уютнее будет ниже по течению, метров 500-600, туда ведет дорога. Отплываем!

Начинается Мана очень далеко, в глубине Восточного Саяна, на Манском Белогорье. Длина ее - около 500 км, поэтому недалеко от устья (где мы сейчас плывем) она довольно широкая. Препятствий на нашем участке пути почти нет, но весла совсем откладывать не стоит, так как встречаются отмели, камни. Мана любит выкидывать такой фокус: поднимаешь глаза, допустим, от книги и резко обнаруживаешь себя в каком-то метре от острова, в который лодка, разумеется, через секунду врезается.

Течение довольно сильное, но не в конце лета. В конце августа - сентябре река совсем умирает, особенно на плесах, и приходится весь путь сосредоточенно грести, чтобы успеть к понедельнику на работу. Кроме того, в это время года световой день сильно сокращается, времени двигаться остается меньше и грести приходится активнее. В июне - начале июля плыть можно до 21 часа, в конце августа в это время уже почти темно. 

Надеюсь, вы догадались взять с собой хороший фотоаппарат? Фотографировать можно все вокруг - жалеть не придется. Если есть свободное время, можно причалить к какой-нибудь скале, забраться на нее и сделать потрясающий снимок Маны почти что с воздуха. Только забираться нужно осторожно: либо скала сильно осыпается, если породы осадочного происхождения, либо тонкий слой мха съезжает вниз вместе с вами, если породы вулканические. И всеми силами избегайте правого берега - это уже заповедник "Столбы", а по реке на моторках плавают мрачные люди - с ружьями и в камуфляже. Вроде как охраняют.

На Мане трудно найти человека без удочки или "кораблика". Рыба в реке, судя по всему, есть, но ее нужно уметь поймать. Например, я вылавливал только пескарят. Многие, наверно, гораздо удачливей.

По берегам можно обнаружить много интересного. Было бы время. Вам встретятся несколько заметных с воды гротов и пещер. Если есть возможность - обследуйте их. Как-то раз, карабкаясь к расположенному почти на вершине горы гроту, я обнаружил на склоне среди деревьев небольшую полянку, сплошь заваленную однотипными серыми камнями различных размеров. Наверное, курумник, подумал я. Зрелище очень необычное.

Воду для питья можно набирать хоть каждый час из ручейков, которые впадают в Ману. Вода в них довольно чистая, хотя, если есть желание, прокипятите ее.

Ночевку (стоянку) по левому берегу желательно начинать искать с 18 -19 часов. Обычно это небольшая полянка с утоптанной травой, кострищем и другими следами пребывания людей. Поставьте палатку, поужинайте, полюбуйтесь звездами. В город совсем не хочется, правда?

Засыпать под шум реки - особенное, странное ощущение. Иногда возникает абсолютно реальное чувство, что где-то рядом, за холмом или в лесу, по железной дороге бежит поезд и никак не может кончиться. Умом понимаешь, что никакой железной дороги тут нет, но слух говорит обратное. Вообще, это широко известный феномен; бывает, что мерещится не поезд, а самолет.

Еще бывает, что ночью просыпаешься от звука тихих шагов по траве, но шаги не человеческие (и слава Богу! Кто с хорошими намерениями ночью по тайге шатается?). Выбираешься из палатки и никого не находишь, а наутро обнаруживаешь, что кто-то выкопал и утащил всю картошку из горячей золы кострища… 

Утром, как только солнце высушит палатку, можно отплывать. К вечеру появятся первые признаки цивилизации (например, замечательный деревянный мостик по левому борту, очень древний), а еще через несколько часов - конечная точка: мост через Ману. Выбираться на берег лучше на мини-пляже перед мостом; дальше почему-то никто не плывет. Здесь можно просушить лодку (если, конечно, солнце не село), уложить вещи. До железнодорожной станции метров 600, до автобусной остановки гораздо меньше. Как их найти - спросите у первой попавшейся местной собаки. Электрички ходят до Красноярска с интервалом в 3-4 часа, последняя отправляется примерно в 23-20, автобус - каждые 30 мин., но до 22-30. В любое время очень легко уехать на попутке (летом 2000 г. - меньше 100 руб.).

К тому времени, как вы доберетесь домой, у вас останется только одна мысль - спать. Главное - не забыть поставить будильник на утро.

  Маршрут №2. Среднее течение Маны.

Ст. Лукашевич - пос. Нарва. Протяженность сплава - 65 км.

Маршрут в среднем течении Маны также очень красив и проходится за два выходных дня. Сплав начинается на станции Лукашевич, небольшой платформе на железнодорожной ветке Красноярск-Абакан (через станцию Саянская), и заканчивается в большом поселке Нарва. 

У этого маршрута есть свои достоинства и недостатки. Главный недостаток заключается в том, что он опровергает известную истину: чем дальше в лес, тем больше дров. Точнее, чем дальше в лес, тем меньше людей. Путешествуя по Мане в среднем течении, убеждаешься, что это не так. Люди здесь встречаются чаще, чем в районе предыдущего маршрута. Это объясняется сравнительно плотной исторически сложившейся заселенностью Маны, близостью железной дороги и трассы, освоением верховьев реки лесозаготовителями. Пейзажи здесь, правда, тоже очень красивые, но ландшафт заметно отличается от низовья реки.

Заброска на маршрут начинается на железнодорожном вокзале Красноярска. В пятницу вечером мы садимся на поезд Красноярск-Абакан (через ст. Саянская; не перепутайте с поездом через Ачинск). Поезд отходит примерно в 19-40. Только не берите билет в общий вагон, благодаря дешевизне билета там подбирается довольно своеобразный контингент, да и вытянуть ноги невозможно - места сидячие. Выходить нужно на ст. Лукашевич, поезд прибывает туда примерно в 2-40 ночи. Пропустить станцию невозможно - перед ней поезд минут десять идет по пробитому в горах туннелю, затем параллельно Мане. Если ночь лунная, реку отлично видно, здесь она совсем узкая.

Поезд останавливается всего на полминуты, поэтому к высадке лучше подготовиться заранее, чтобы потом просто выбросить в темноту рюкзаки и выпрыгнуть самим. Никакого подобия перрона на станции, похоже, нет; во всяком случае, если вы едете в одном из крайних вагонов, придется прыгать с довольно большой высоты на гравийную насыпь и по ней скатываться в кусты. Освещения на станции тоже нет, фонарик просто необходим - карабкаться в полной темноте по насыпи и на ощупь искать рюкзаки, лодку и весла весьма грустно. Или романтично…

Теперь нужно найти уютное место для стоянки. Не ходите в ту сторону, откуда пришел поезд, там нет ничего подходящего. Несколько полянок располагается напротив станции либо немного впереди. На берегу можно поставить палатку, выспаться, позавтракать и собрать сплавсредство. 

Часам к 4-м утра окружающий пейзаж начнет терять некоторую потустороннюю иллюзорность и после восхода солнца станет довольно дружелюбным. Правда, потеплеет только часам к 10 - 11. С рассветом можно отплывать. Некоторое время река течет параллельно железной дороге, затем сворачивает влево. Основное русло время от времени разбивается на протоки, выбирать нужно самые крупные. Маршрут абсолютно безопасен, если не спать в лодке, а следить за руслом реки. Здесь надо быть гораздо внимательнее, чем на маршруте от Берети, поскольку часто встречаются так называемые расчески - нависшие и частично погруженные в воду ветки и целые деревья. Попадание на резиновой лодке в расческу способно слегка изменить ваш график движения за счет незапланированного купания или ремонта лодки. На крутых поворотах русла возникают прижимы с сильным течением, их нужно "вычислять" заранее и отгребать к противоположному берегу. Попадание в прижим может обернуться проколом лодки острыми обломками многочисленных деревьев, принесенных течением.

На этом маршруте можно не спешить и часть времени потратить на обследование окрестностей и рыбалку. Через некоторое время горы разбегаются в стороны и река дробится на множество проток. Вторую половину первого дня сплава и часть второго река лишь изредка течет единым руслом. Какую бы протоку вы ни выбрали, и слева, и справа будут острова, малопригодные для стоянки. По пути встретится деревня Кожелак; наверно, от нее стоит держаться подальше.

В отличие от низовьев Маны, здесь есть рыба. Местные жители ловят хариусов и ленков исключительно на поплавочную удочку, но гораздо интереснее ловить спиннингом на блесну. Рыба-то хищная! Правда, сравнительно мелкая… 

Место для ночлега нужно выбирать, начиная с 6 часов вечера. Утром вставать на рассвете совсем необязательно. Уже к середине дня появятся признаки цивилизации - дорога, отдыхающие на автомобилях, затем поселок и мост через Ману. Антистапель у правого берега. Автобус, идущий из села Орешное или прямо из Нарвы, останавливается возле моста. Проезд до Камарчаги дешев до неприличия - что-то около 50 центов. Если автобус идет до райцентра Шалинское, можно поехать и на нем, от Шалинского до Камарчаги всего полчаса. В Камарчаге садимся на электричку и через два часа возвращаемся в Красноярск.

По сравнению с предыдущим данный маршрут более надежен в плане заброски и выхода, имеет меньшую протяженность, но проходит по более населенным местам. Впрочем, Мана есть Мана, и букет положительных эмоций вам гарантирован.

http://manatheriver.narod.ru

 Маршруты Среднего Урала

Музеи Среднего Урала

Страна советов

 

 Мой адрес не город, не улица...

Азиатская часть

Реки Бурятии

Река Балыктык-Хем

Катунский хребет

Северо-Чуйский хребет

Маашей и Шавла

Алтай. Неделя с ребёнком

Река Мана

Ергаки

Река Мзимта

Урал

Полярный Урал

Европейская часть

Светлогорск

Украина

Город-крепость Чуфут-Кале

Крым. Пеший поход

Крым. Пеший поход 1

Крым. Пеший поход 2

Крым. Пеший поход 3

Мангуп

Мангуп:вопросы и ответы

Варианты пеших походов в горах Южного Крыма

Веломастерские Украины

Окрестности Днепропетровска

 


Все приличные люди при использовании материалов с этого сайта делают на него ссылку. А при перепечатке и гонорар высылают.

А вы пишите письма мелким почерком, поскольку места мало в рюкзаке po-miry@mail.ru  

  Rambler's Top100  Рейтинг@Mail.ru