Спорт. Туризм.

Главная  Спорт. Туризм  Душевное здоровье  Кулинария Форумы

Вы сходили в поход по интересному маршруту? Так расскажите о нём на страницах этого сайта  


Статьи о туризме. Средний Урал

НА ТАЛЬКОВОЙ ЯМЕ

Для чего человек лезет на гору? Наверное для того, чтобы стоя на вершине, видеть весь мир у своих ног. Почти то же самое, не напрягаясь, можно испытать у края карьера Шабровского талькового комбината.

В свое время тальк добывали в Сысерти. На месте заброшенного карьера сейчас находится озеро – Тальков камень. Брали тальк и в Шабрах – но кустарно и понемногу. Промышленная разработка месторождения началась в 1931 году, когда потребовались огнеупоры. Дело в том, что шабровское месторождение, крупнейшее в Советском Союзе, состоит из тальк – магнезита. Он начинает плавиться при температуре свыше 16000С и в то же время легко пилится.

В 1941 году потребовался тальк для резиновой промышленности и рядом с карьером построили фабрику. Со временем от производства кирпичей удалось избавиться – дело это хлопотное, и старый карьер законсервировали. Тальк для переработки на фабрике сейчас добывают на новом карьере при помощи взрывчатки.

Есть на территории комбината, рядом со старым карьером, и карьер по добыче змеевика – Григорьевское месторождение. Змеевик здесь прекрасный, с насыщенным цветом вплоть до изумрудного. Тальк и змеевик – родственные минералы и часть молекулярной формулы у них совпадает.

Старый карьер на консервации с 1974 года. Консервация эта выражается в том, что из него откачивают воду, не давая превратиться во второе тальковое озеро. А озеро получилось бы изрядное. Максимальная глубина карьера – 100 метров, ширина – 250, и длина – 400. В свое время в одной из стен карьера пробили водную жилу и сейчас вы можете полюбоваться на водопады, пусть несравнимые с Ниагарой по количеству воды, но по высоте падения…

Зимой льющаяся вода замерзает, образуя непрерывно растущий до самой весны глетчер. По выходным его, как мухи лепешку, облепливают экстремалы. Нравится им по вертикальному льду лазать. Лёд здесь чистый, есть ровные полки для отдыха и страховки, общая длина «трассы» 50-60 м при крутизне 45-90°. Вечером экстремалы уходят, но не всегда все. Несчастные случаи в карьере среди такого рода любителей приключений не редкость и к их услугам действующее кладбище (24 часа в сутки) на территории комбината в сторону нового карьера.

Давным давно, когда о глобальном потеплении еще не писали, этот глетчер не таял до июля. Но даже сейчас, при меньших размерах, голубой лед производит неизгладимое впечатление.

Любителям камня посетить комбинат лучше летом. Как и у всякого горного предприятия площади тут большие – 742 гектара и вскрышных работ производилось много, так что будет на что посмотреть. Хорошие камешки, но не в промышленном масштабе, находили на старом карьере. Кое – какие находки экспонируются в геологическом музее. Если повезет, то вы можете найти турмалины, благородный тальк, актинолит, дымчатый кварц и многое другое. Только учтите, что на старом карьере уже почти все повыбрано, а на новом взрывами попорчено. Такое разнообразие горных пород и минералов в окрестностях Свердловска, пожалуй, можно встретить еще только в районе города Березовского.

Любители Стругацких, впервые увидев старый карьер, тут же вспомнят «Пикник на обочине». При консервации на дне карьера оставили старую ломаную технику. Рельсы узкоколейки, уходящие в воду... Небольшой экскаватор... Разбросанные под водой артефакты - колёса от телеги, от поезда и от автомобиля, траки от тракторов и вентилятор....

Механический экскаватор КМ-602А напоминает нам о временах социалистического лагеря. Такие механизмы выпускались в Польской Народной Республике в 60-70-х годах. В рамках торгового сотрудничества между соцстранами часть их поставлялось в СССР.

Напротив лестницы лежит нечто, напоминающее бензопилу, только длиной с «Газельку». Нечто называется бар (англ., bar, здесь — полоса металла, лом) и является рабочим органом баровой машины, которая и резала здесь кирпичики. Этот бар сменил здесь, в своё время, дисковые стальные пилы

Хватает техники и на поверхности. На противоположных сторонах стоят башни – пилоны соединенные тросами. Они, да и вся канатная дорога наверное тоже, изготовлены в Германии. На вершину башен ведут лесенки. Если вас не заметит охрана (говорят, что при встрече с ней становится мучительно больно…), то вы сможете обозреть окрестности с высоты комариного полета. Прежде этих башен было больше, но одну из них (механики называют эту конструкцию кабель – кран) своротил пьяный тракторист.

Раньше по подвесной канатной дороге возили тальковый кирпич на фабрику. Сейчас до нового карьера проложена узкоколейка. Обратите на неё внимание – на поворотах никаких закруглений – вся дорога из прямых рельсов. Общая длина этой дороги – 3.5 километра. Поскольку узкоколеек у нас в стране на сегодняшний день гораздо меньше, чем карьеров, находятся любители, которые едут сюда ради того, чтобы посмотреть только на неё. Ну и на старые, не до конца заржавевшие вагоны и 3-х стойловое депо.

На дне карьера находятся не только остатки промэкзотики. Там еще стоят две будочки. В одной обитает добрый сторож, а во второй хранится насос, которым всю льющуюся сюда воду откачивают. Сторожу скучно, и он с удовольствием поговорит с вами. Вот и мне он рассказал, что летом сюда приходят даже с палатками и живут иногда до недели. Топлива, правда, нет, так что песни под гитару люди поют при свете керосинки. Зато есть туалет - системы «сортир», находящийся точнехонько посередине карьера. Существует предположение, что через него проходит земная ось.

Горный цех, в ведении которого находится карьер, следит и за сохранностью лестниц, которые ведут на дно этой ямы – ведь не тросом смену сторожей производить. Эти лестницы обожает ломать поселковые детки – куда еще удаль молодецкую приложить. Они же обожают поджечь колесо от «КАМАЗа» и скатить его вниз на головы туристов. К счастью поблизости такие колеса закончились, а издалека тащить неохота.

Родников в карьере бьет много, но один из них, тот, что вытекает из трубы рядом с лестницей, особенный, по крайней мере, для верующих. Года четыре назад сюда спускался поп и без помпы и телекамер освятил его.

Спускался в карьер и известный кинорежиссер Алексей Мурадов. Со своей группой он провел здесь сутки, снимая кадры для фильма «Правда о щелпах» «Щелпа» в переводе с татарского означает вредных существ наподобие кикимор или леших. Однако название фильма обманывает. На самом деле в нём рассказывается о четырех друзьях, пытающихся построить для себя новую жизнь в новой стране.

Вам не обязательно бежать на карьер в ближайшие выходные. Комбинат будет еще долго работать. Только разведанных запасов хватит на триста лет. Но вам надо запомнить несколько советов, которые мне дал один из руководителей предприятия:

  • В карьер лазить небезопасно. Если кого там поймаем – оштрафуем.

  • Если уж вы решили туда залезть – то большой группой. Если с одним что-то случилось, то другие вынесут.

  • Если собралась большая группа, то, по предварительной договоренности, мы можем к ним приставить своего человека. Для меня проще дать человека, чем потом возиться с трупом.

  • А те, кто к советам не прислушивается, знайте: на комбинат не обязательно проходить через ворота. По железной дороге, которая проходит вдоль забора, пройдите еще метров сто - и забор закончится. По натоптанной тропинке вы заходите на территорию и движетесь к цели. Кстати, если верить утверждениям экстремалов, отважившихся идти через проходную, её караулят не сильно сердитые собаки, и если с ними поделиться припасенной булочкой - становятся очень даже дружелюбными.

    Борис МАЙДАНИК

    Мой адрес не город, не улица
    Страна Советов

    Маршруты Среднего Урала

    ВОДА
    Городской пруд
    р. Исеть
    р. Реж
    р. Сысерть
    р. Чёрная
    р. Решётка
    р. Шитовской исток
    Маршруты
    р. Чусовая
    р. Шишим

    ПЕШЕХОД
    г. Шунут
    ск. Гронского
    ск. Кырман
    г. Волчиха.
    г. Пшеничная
    Гронского-Чёртово
    ст. Седельниково
    Мыс Макуша
    Майская прогулка
    Канал
    Алапаевский район
    Гать
    п/л Гайдара
    Европа-Азия
    Шабровский тальковый карьер
    Окрестности села Мраморское

    ЛЫЖИ
    Начинающим лыжникам
    Сагра
    Листвянная
    Будка-Исеть
    Играющие лыжники
    Гать-Уралмаш
    Новая трасса, 1910 год

    ВЕЛОСИПЕД
    Безопасность велосипедиста
    Правила езды, 1904 год

    РЫБАЛКА И ОХОТА
    Браконьеры
    Оружие
    Охота
    Рыбалка
    Снегоходы
    Список инспекторов Ростехнадзора

    ХОББИ
    Туризм и работа
    Любовь на природе
    Дайвинг
    Из корешков и веток
    Как открывают пещеры
    Промтуризм (урбантрип)
    Музей мотоциклов
    Птицы наших болот

    ИНФОТУР
    По царскому пути
    Город Чайковский и его окрестности

     

     

     


    Все приличные люди при использовании материалов с этого сайта делают на него ссылку. А при перепечатке и гонорар высылают.
    А вы пишите письма мелким почерком, поскольку места мало в рюкзаке

    Rambler's Top100  Рейтинг@Mail.ru