Спорт. Туризм. | ||
Вы сходили в поход по интересному маршруту? Так расскажите о нём на страницах этого сайта |
Статьи о туризме. Средний Урал |
|
Репортаж с уровня моряОбычно все отсчеты начинают с уровня моря. А раз так, начнем со своего моря, местного, под названием городской пруд. Наш пруд – это небольшой водоем площадью 70 га (длина – 3, а ширина – 0,4 км, средняя глубина – 1м, наибольшая 3,2 м) Путешествие по нему лучше всего начать на плотинке, где на гранитных плитах так удобно собирать байдарку или надувать лодку. В начале XVIII века заводская плотина представляла собой внушительное сооружение. Деревянный сруб длиной в 98 сажен был прочно забит глиной, а сверху укреплен камнем. 18 ноября 1723 года был отворен ее рабочий водосток. Он привел в движение механизмы, и тогда, как говорится в архивном документе, «в одной молотовой пошли в ход два молота». Этот день и стал датой рождения города. Капитальная реконструкция плотины, придавший ей тот вид, который мы видим до сих пор, произошла в 1962 году. Сначала перестроили, укрепили и отделали гранитом ту ее часть, что выходит к пруду, потом расширили южную часть. Пруд скоро получил и чисто эстетическое значение. Ведь людей всегда тянет к воде, как тянет их и к растительности. И потому городской пруд всегда служил местом народных гуляний. Но берега его были неблагоустроенными. Только в 1845 году архитектор А. Н. Спиринг соорудил каменную набережную по правому берегу, где стоял особняк горного начальника. Каменная стенка сохранилась до настоящего времени, но сама набережная украсилась новой чугунной решеткой. Стартовав у школы № 9, вы начинаете свое путешествие по периметру водоема. Проплывая вдоль набережной, вы можете убедиться – старые мастера работали на совесть. Только в отдельных местах есть небольшие промоины. Стоящий на берегу Дом Дружбы первоначально был домом главного лесничего. В истории города он известен также как контора страхового общества «Якорь». Дом гармонирует с соседним зданием - домом горного начальника, замкнувшим на противоположном берегу перспективу Клубной (Первомайской) улицы. Проектируя дом Главного горного начальника на берегу сравнительно небольшого пруда, Малахов стремился создать здание, отвечающее масштабу застройки и в то же время являющееся доминантой в ансамбле набережной. Поэтому он применил ярусную композицию, которая зрительно вытянула здание по вертикали. Но вот вы доплыли до моста. Мост на Северной (Челюскинцев) улице сначала именовали Кривцовским, по имени городского головы, затеявшего его постройку в 1881 году для связи железнодорожной станции «Екатеринбург-1» с западной частью города, потом Симоновским – по фамилии хозяина паровой мельницы, от которой он начинался. Он был деревянным, хорошо выдерживал гужевой транспорт, но трамвай по нему пройти бы не смог. В 1959 году на его месте был построен новый железобетонный. Из воды до сих пор торчат сваи прежнего моста. А если поднять голову, то окажется, что новый мост двухэтажный. Под автомобильным мостом притаился пешеходный смотровой. За пешеходным мостиком, соединяющим улицы Крылова и Кондратьева, по правому берегу протянулась промзона завода «Метео». Сейчас забор перенесен в глубь территории, а то, что предстает перед глазами, является страшным сном эколога. В дальнейшем там будет такая же набережная, как у Драмтеатра, ведь улица Бебеля является гостевой улицей нашего города. На деревянной лодке, взятой в прокате, вы можете доплыть только до автомобильного моста – торчащие из воды металлоконструкции и низко свисающие электрокабели не дадут вам пройти дальше. А вот легкие плавсредства можно протащить и вплыть в бывшую запретную зону. Еще недавно ВИЗ был оконтурен забором не только по суше, но и по воде. Сейчас участок забора, перегораживающего речку, снят и можно проплыть до визовской плотины. На протяжении завода река представляет из себя канал. Стенка набережной вначале была деревянной. Ее остатки сохранились до сих пор. Потом берег оделся в камень. На правом берегу сохранилось то, что было снесено на Плотинке – промышленные здания XVIII века. Участок реки от пешеходного мостика до завода по левому берегу зарос ивняком. Если вы совершите это путешествие в жару, то своими глазами увидите то, что обычно показывают в фильмах под названием: «Профессия – репортер» - бомжей на отдыхе. Все укромные места буквально усеяны ими. Они раздеваются догола, стирают одежду, принимают водные процедуры. Потом ихтиологи ищут причины массовой гибели рыбы и сваливают все на промышленные предприятия. За железнодорожным институтом в пруд впадет речка Ольховка, образуя здесь небольшой залив, заросший ряской и тиной. Это единственное место на пруду, где можно увидеть выводки диких уток. Сам по себе залив страшненький, но заплыть в него надо для того, чтобы полюбоваться мостом через речку Ольховку, построенным по проекту Малахова и привлекающим внимание своими классическими портиками. По рисунку своих деталей, по композиционному построению плотина на Ольховке может быть отнесена к числу наиболее интересных гидротехнических сооружений классицизма в Екатеринбурге. Красота плотины объясняется тем, что рядом, на мысу, располагались генеральские дачи, в том числе и генерала Глинки. По этим дачам и сам полуостров получил название Генеральские дачи. Сток Ольховского пруда служил для промывки золота. Со временем остались без присмотра и плотина, и прудок, и речка Ольховка. Осенью 1905 года в этом, теперь уже глухом месте, боевая дружина большевиков училась стрельбе из наганов и винтовок. В 1927 году полуостров получил название Пролетарские дачи. В 1967 году здесь вырос комплекс зданий железнодорожного института. За мостом находится мельница, которая в свое время принадлежала предпринимателю и мэру нашего города И. И. Симанову. Она была построена и оборудована московской фирмой Доброва и Набгольца и вступила в строй в 1884 году. Сейчас мы ей любуемся, а тогда это был типичный образец промышленного зодчества второй половины XIX века с использованием элементов «кирпичного» стиля. Надо отдать предкам должное – строили они красиво не только промздания. Вдоль мельницы раньше шла набережная, облицованная бутовым камнем. Сейчас все в развалинах, что-то подмывает река, что-то ломают корнями выросшие деревья. Участок берега от мельницы до стрелки городского пруда был лесистый и носил название Симоновской дачи. В свое время на стрелке городского пруда Татищев построил первый в России, если не в мире, концлагерь под названием «Заречный тын». Содержались в нем тогдашние инакомыслящие – раскольники. Приказ о строительстве концлагеря Татищев издал в ноябре 1738 года и самолично нарисовал его чертеж. Предполагалось, что попавшие в тын, выйти оттуда ни живыми ни мертвыми не должны. Для умерших в обеих половинах (содержали там и мужчин и женщин) сразу наметили участки кладбищ. Раньше здесь впадала в пруд речка Мельковка. Говорят, что была она метр глубиной и пять метров в ширину. В начале XIX века на ней обнаружили золото, которого хватило на 12 лет промышленной добычи. В годы войны завод имени Свердлова превратил ее русло в свалку бракованных деталей. Однажды через речку в пруд сбросили сотни тонн мазута. Эта дурно пахнувшая многометровая жирная няша, покрывшая огромную территорию у плотины, была убрана только к 250-летию Свердловска. А речку, дабы не делала тайное явным, заточили к канализационный коллектор, «устье» которого находится в районе цирка Левый берег пруда еще долго оставался запущенным. Д. И, Менделеев, описывая город в 1899 году, отозвался о нем так: «Екатеринбург называют столицей Урала. Нельзя сказать, чтобы он производил впечатление, соответствующее названию… Особенно неприятное впечатление производит набережная городского пруда"». И действительно, дощатые будки лодочников и деревянные изгороди на Тарасовской (ул. Горького) набережной отнюдь не красили центр города. Берега пруда преобразились лишь в советское время, когда в 1936 году провели реконструкцию набережной. Исеть в центре города оделась в гранит. И хотя эта набережная на сто лет моложе своей соседки, ее состояние гораздо хуже. Очень много плит из кладки выпало, еще больше выпасть собирается. Достопримечательностью этого участка набережной является усадьба Зотова-Тарасова, ныне Росселя. Состав и расположение ее построек характерны для архитектуры усадеб русского классицизма и основаны на композиционных схемах «образцовых проектов». Вот и завершилось ваше путешествие. Вы много увидели и много узнали. А благодаря простору городского пруда вы так увидели город, как его не увидеть на узких и тесных улочках. Борис МАЙДАНИК |
||
Мой адрес не город, не улицаСтрана СоветовМаршруты Среднего УралаВОДА
ПЕШЕХОД
ЛЫЖИ
ВЕЛОСИПЕД
РЫБАЛКА И ОХОТА
ХОББИ
ИНФОТУР
|
||
Все приличные люди при использовании материалов с этого сайта делают на него ссылку. А при перепечатке и гонорар высылают. А вы пишите письма мелким почерком, поскольку места мало в рюкзаке |